Svetl

МБДОУ детский сад № 1 «Светлячок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Светлячок»

663770, Российская Федерация, Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Дзержинского, 40

Svetl_1

Отчет по самообразованию воспитателя МБДОУ детского сада №1 «Светлячок» за 2021 – 2023 год.

Отчет по самообразованию воспитателя  МБДОУ детского сада №1 «Светлячок» за 2021 – 2023 год.

Жагурина Галина Николаевна

Высшая квалификационная категория

Тема: «Школа раннего патриотического воспитания у дошкольников в соответствии с  ФГОС»

Актуальность выбранной темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из главных задач в дошкольном образовании.

В содержании ФГОС говорится о необходимости активизации процесса  патриотического воспитания дошкольников.

Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова:
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства».

Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.

Методическая цель: Овладение инновационными формами и методами патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста  и применение их в педагогической практике.

Задачи:

  1. Проведение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности.
  2. Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом.
  3. Изучение методической литературы.
  4. Изучение форм и методов патриотического воспитания, разработка дидактических материалов к проектам.
  5. Апробирование созданных материалов.
  6. Внедрение новых форм и методов работы в образовательную деятельность.
  7. Обобщение и представление педагогического опыта, публикация материалов.

Предполагаемый результат:

Овладение инновационными формами и методами патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста  и применение их в педагогической практике.

Форма самообразования: индивидуальная

Форма контроля и самоконтроля: рефлексивный анализ педагогической деятельности.

1 этап диагностический.

Цель: Выявление дефицитов

Проанализировав собственную деятельность, выявила, какие знания в соответствии с ФГОС необходимо приобрести.  Определила цели и задачи, выделила проблемы, которые определили мой маршрут самообразования. Составила конкретный  план самообразования. Выявила, какие из мною применяемых технологий  отвечают требованиям ФГОС, наметила их коррекцию и освоение новых.

2 этап практический.

Изучила нормативно — правовые документы:

Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (с изменениями и дополнениями)

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

(с изменениями на 30 марта 2020 года)

Паспорт государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

Изучила методическую литературу по теме.

1.Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова,

Н. В. Микляева); 2.Библиографическое описание: Ястребцова, А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников / А. О. Ястребцова. — Текст :

 

непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/731/;

3.Методика эксперимента и выявление начального уровня развития патриотизма у детей дошкольного возраста.

Посещение обучающих  курсов:

Приняла участие в ЦНППМ в КИПК, составила «Индивидуальный образовательный маршрут» по теме «Работа с родителями по направлению патриотического воспитания дошкольников», так как поняла, что испытываю затруднение в работе с родителями в данном направлении.

 Поставила перед собой образовательные задачи: изучить формы и методы работы с родителями по направлению патриотического воспитания дошкольников.

 

Познакомилась с материалами: вебинар «Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОО» https://www.uchmet.ru/events/item/1282032/, Мастер-класс «Патриотизм начинается с детства» https://www.1urok.ru/categories/19/articles/41510 , Вебинар «Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота» https://nsportal.ru/user/1002636/page/vebinar-patrioticheskoe-vospitanie-osnova-formirovaniya-lichnosti-grazhdanina-i,

Семинар от 22.09.2021 «Школа раннего патриотического воспитания»

https://www.youtube.com/watch?v=9F9OmPnUPBc,  Всероссийский проект «Формула патриотизма». Детям о России, ее символах и героях. https://patriot.menobr.ru/;  Программа

сотрудничества с родителями по патриотическому воспитанию  «Вместе мы сила»

https://педпроект.рф/геронтьева-о-а-вместе-мы-сила/;  Патриотическое воспитание в ДОУ

http://achkinskiudou18.ucoz.ru/index/patrioticheskoe_vospitanie/0-32.

Внедрила в собственную практику освоенные методы и приемы работы с родителями и детьми по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста:

  • Оформление наглядной информации на стендах для родителей: «Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылки формирования патриотических чувств», «Патриотическое воспитание в группе раннего возраста»;
  • Викторина для родителей «Как воспитывать патриотизм у детей 2 – 3 лет»
  • Инсценированная песня на конкурсе Домисолька «Два веселых гуся»;
  • Проведение патриотических праздников: «Гостиная для мам», «Крещенские забавы», «Веселые посиделки по сказке К.И.Чуковского Муха – Цокотуха»;
  • Участие в акциях: «Счастьем поделись с другим», «Акция три П», «Голубь мира»;
  • Изготовление костюмов в уголок патриотического воспитания: русский народные костюмы для девочки и для мальчика, военные пилотки и костюмы;
  • Фотогазета: «С Днем защитника отечества», «Поздравляю маму»
  • виртуальные экскурсии «Музей русской народной игрушки», «В мир книг»;
  • Проект совместной деятельности с родителями: «Маленькие патриоты»;
  • Участие в районном конкурсе патриотических уголков: (оформление по трем блокам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мое село»);
  • Игры с макетами «Моя группа», «Мой детский сад Светлячок», «Улица моего села»;
  • Настольные игры: «Профессии», «Круги Лулия» и др.
  • Дидактические игры: «Домашние животные», «У кого какое настроение» и др.;
  • Сюжетно — ролевые игры «Поездки на машине», «Дочки матери», «Приходите ко мне в гости»;
  • Альбомы: «Моя семья», «Мой дом», «Генеалогическое древо», «ОБЖ», «Знаменитые люди нашего села» и др.
  • Леп бук: «Мое село, моя крепость»;
  • Предметы старины: лапти, чугунок, деревянные ложки, утюг и др.
  • Занятия: «Рассматривание фотографий на тему «Моя семья», «Цветы для мамы»;
  • Подвижные игры: «Курочка хохлатка». «Угадай чей голосок», «У медведя во бору»;
  • Музыкальная деятельность: Хоровод «Веснянка». Танец «Топ – хлоп», песня «Есть мама у котенка».

 

3 этап:  представление результатов.

  • Выступление на методическом семинаре, на тему «Патриотическое воспитание в младшем возрасте»;
  • Участие в проверке по детскому саду «Тематический контроль по теме: «Организация игр патриотического направления»
  • Выступление на педсовете в д/с №1 «Игры в детском саду»;
  • Выступление на родительском собрании по теме «Патриотическое воспитание в младшем возрасте»;
  • Публикация материалов в Контакте о проведении мероприятий на патриотическую тему: «День земли», «Профилактика дорожно – транспортного травматизма в группе «Малышок», «Маленькие патриоты»;
  • Фотосушки в детском саду на темы: «Подари книгу», «Бережем планету вместе»;

4 этап: коррекция

Цель: Оценка и анализ проделанной работы, корректировка.

Анализ собственной деятельности в  овладении  технологиями, формами и методами патриотического воспитания:

В своей работе использую различные формы работы с детьми:

— образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственная). Продумываю форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, а также использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.

— игровая деятельность. Игры также способствуют решению задач   патриотического воспитания.

— чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.

— одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией организовываю систематически. Дети выполняют постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.

— конструирование: выполняем  постройки из крупных деталей конструктора : гараж для военной техники, военный корабль.

— изобразительная деятельность (продуктивная): рисование, лепка,

— двигательная и музыкальная деятельность:

Взаимодействие с родителями.

Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наша группа «Малышок» в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.

Формы взаимодействия с родителями:

— природоохранные акции

— совместная деятельность детей и родителей;

— конкурсы;

— информационные стенды, папки-передвижки,

— педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).

Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

— установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

— родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

— принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

 

С целью определения результатов были применены следующие методы диагностического инструментария:

— игровые тестовые задания;

— беседы

— наблюдение

— эксперимент

— анализ продуктов деятельности, детского творчества.

Таким образом, проделанная работа по патриотическому воспитанию детей группы «Малышок», привела к положительным результатам. Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в развитии патриотического воспитания малышей: все эти виды детской деятельности развивают у малышей чувство гордости, любви к семье, детскому саду, селу. Содружество родителей и воспитателей выступает основным фактором развития у детей патриотических чувств.

 

Построение дальнейшего маршрута по самообразованию на основе анализа собственной деятельности.

После проделанной нами работы и получения результатов диагностики я пришла к выводу, что работа по теме формирования патриотизма должна продолжаться. Я считаю, что в своей дальнейшей работе очень важно включать темы по патриотическому воспитанию дошкольников на различных занятиях, праздниках. Подключать родителей к нашим мероприятиям, сбором интересной информации о жизни людей, их быте, традициях. Я разработаю план для дальнейшей плодотворной работы по данной теме, для того, чтобы в дальнейшем занятия, беседы и праздники, проходили еще интересней и чтобы тот опыт и те знания, которые приобрели дети в ясельном возрасте, в дальнейшем становились богаче.

Фото к отчету по самообразованию.

 

 

 

 

 

 

 

Дата обновления страницы: 15.05.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122