Отчет по самообразованию воспитателя МБДОУ детского сада №1 «Светлячок» за 2021 – 2023 год.
Жагурина Галина Николаевна
Высшая квалификационная категория
Тема: «Школа раннего патриотического воспитания у дошкольников в соответствии с ФГОС»
Актуальность выбранной темы:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из главных задач в дошкольном образовании.
В содержании ФГОС говорится о необходимости активизации процесса патриотического воспитания дошкольников.
Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова:
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства».
Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
Методическая цель: Овладение инновационными формами и методами патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста и применение их в педагогической практике.
Задачи:
- Проведение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности.
- Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом.
- Изучение методической литературы.
- Изучение форм и методов патриотического воспитания, разработка дидактических материалов к проектам.
- Апробирование созданных материалов.
- Внедрение новых форм и методов работы в образовательную деятельность.
- Обобщение и представление педагогического опыта, публикация материалов.
Предполагаемый результат:
Овладение инновационными формами и методами патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста и применение их в педагогической практике.
Форма самообразования: индивидуальная
Форма контроля и самоконтроля: рефлексивный анализ педагогической деятельности.
1 этап диагностический.
Цель: Выявление дефицитов
Проанализировав собственную деятельность, выявила, какие знания в соответствии с ФГОС необходимо приобрести. Определила цели и задачи, выделила проблемы, которые определили мой маршрут самообразования. Составила конкретный план самообразования. Выявила, какие из мною применяемых технологий отвечают требованиям ФГОС, наметила их коррекцию и освоение новых.
2 этап практический.
Изучила нормативно — правовые документы:
Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (с изменениями и дополнениями)
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
(с изменениями на 30 марта 2020 года)
Паспорт государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
Изучила методическую литературу по теме.
1.Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова,
Н. В. Микляева); 2.Библиографическое описание: Ястребцова, А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников / А. О. Ястребцова. — Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/731/;
3.Методика эксперимента и выявление начального уровня развития патриотизма у детей дошкольного возраста.
Посещение обучающих курсов:
Приняла участие в ЦНППМ в КИПК, составила «Индивидуальный образовательный маршрут» по теме «Работа с родителями по направлению патриотического воспитания дошкольников», так как поняла, что испытываю затруднение в работе с родителями в данном направлении.
Поставила перед собой образовательные задачи: изучить формы и методы работы с родителями по направлению патриотического воспитания дошкольников.
Познакомилась с материалами: вебинар «Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности у детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОО» https://www.uchmet.ru/events/item/1282032/, Мастер-класс «Патриотизм начинается с детства» https://www.1urok.ru/categories/19/articles/41510 , Вебинар «Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота» https://nsportal.ru/user/1002636/page/vebinar-patrioticheskoe-vospitanie-osnova-formirovaniya-lichnosti-grazhdanina-i,
Семинар от 22.09.2021 «Школа раннего патриотического воспитания»
https://www.youtube.com/watch?v=9F9OmPnUPBc, Всероссийский проект «Формула патриотизма». Детям о России, ее символах и героях. https://patriot.menobr.ru/; Программа
сотрудничества с родителями по патриотическому воспитанию «Вместе мы сила»
https://педпроект.рф/геронтьева-о-а-вместе-мы-сила/; Патриотическое воспитание в ДОУ
http://achkinskiudou18.ucoz.ru/index/patrioticheskoe_vospitanie/0-32.
Внедрила в собственную практику освоенные методы и приемы работы с родителями и детьми по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста:
- Оформление наглядной информации на стендах для родителей: «Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылки формирования патриотических чувств», «Патриотическое воспитание в группе раннего возраста»;
- Викторина для родителей «Как воспитывать патриотизм у детей 2 – 3 лет»
- Инсценированная песня на конкурсе Домисолька «Два веселых гуся»;
- Проведение патриотических праздников: «Гостиная для мам», «Крещенские забавы», «Веселые посиделки по сказке К.И.Чуковского Муха – Цокотуха»;
- Участие в акциях: «Счастьем поделись с другим», «Акция три П», «Голубь мира»;
- Изготовление костюмов в уголок патриотического воспитания: русский народные костюмы для девочки и для мальчика, военные пилотки и костюмы;
- Фотогазета: «С Днем защитника отечества», «Поздравляю маму»
- виртуальные экскурсии «Музей русской народной игрушки», «В мир книг»;
- Проект совместной деятельности с родителями: «Маленькие патриоты»;
- Участие в районном конкурсе патриотических уголков: (оформление по трем блокам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мое село»);
- Игры с макетами «Моя группа», «Мой детский сад Светлячок», «Улица моего села»;
- Настольные игры: «Профессии», «Круги Лулия» и др.
- Дидактические игры: «Домашние животные», «У кого какое настроение» и др.;
- Сюжетно — ролевые игры «Поездки на машине», «Дочки матери», «Приходите ко мне в гости»;
- Альбомы: «Моя семья», «Мой дом», «Генеалогическое древо», «ОБЖ», «Знаменитые люди нашего села» и др.
- Леп бук: «Мое село, моя крепость»;
- Предметы старины: лапти, чугунок, деревянные ложки, утюг и др.
- Занятия: «Рассматривание фотографий на тему «Моя семья», «Цветы для мамы»;
- Подвижные игры: «Курочка хохлатка». «Угадай чей голосок», «У медведя во бору»;
- Музыкальная деятельность: Хоровод «Веснянка». Танец «Топ – хлоп», песня «Есть мама у котенка».
3 этап: представление результатов.
- Выступление на методическом семинаре, на тему «Патриотическое воспитание в младшем возрасте»;
- Участие в проверке по детскому саду «Тематический контроль по теме: «Организация игр патриотического направления»
- Выступление на педсовете в д/с №1 «Игры в детском саду»;
- Выступление на родительском собрании по теме «Патриотическое воспитание в младшем возрасте»;
- Публикация материалов в Контакте о проведении мероприятий на патриотическую тему: «День земли», «Профилактика дорожно – транспортного травматизма в группе «Малышок», «Маленькие патриоты»;
- Фотосушки в детском саду на темы: «Подари книгу», «Бережем планету вместе»;
4 этап: коррекция
Цель: Оценка и анализ проделанной работы, корректировка.
Анализ собственной деятельности в овладении технологиями, формами и методами патриотического воспитания:
В своей работе использую различные формы работы с детьми:
— образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственная). Продумываю форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, а также использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.
— игровая деятельность. Игры также способствуют решению задач патриотического воспитания.
— чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
— одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией организовываю систематически. Дети выполняют постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.
— конструирование: выполняем постройки из крупных деталей конструктора : гараж для военной техники, военный корабль.
— изобразительная деятельность (продуктивная): рисование, лепка,
— двигательная и музыкальная деятельность:
Взаимодействие с родителями.
Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наша группа «Малышок» в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.
Формы взаимодействия с родителями:
— природоохранные акции
— совместная деятельность детей и родителей;
— конкурсы;
— информационные стенды, папки-передвижки,
— педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).
Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:
— установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
— родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
— принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
С целью определения результатов были применены следующие методы диагностического инструментария:
— игровые тестовые задания;
— беседы
— наблюдение
— эксперимент
— анализ продуктов деятельности, детского творчества.
Таким образом, проделанная работа по патриотическому воспитанию детей группы «Малышок», привела к положительным результатам. Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в развитии патриотического воспитания малышей: все эти виды детской деятельности развивают у малышей чувство гордости, любви к семье, детскому саду, селу. Содружество родителей и воспитателей выступает основным фактором развития у детей патриотических чувств.
Построение дальнейшего маршрута по самообразованию на основе анализа собственной деятельности.
После проделанной нами работы и получения результатов диагностики я пришла к выводу, что работа по теме формирования патриотизма должна продолжаться. Я считаю, что в своей дальнейшей работе очень важно включать темы по патриотическому воспитанию дошкольников на различных занятиях, праздниках. Подключать родителей к нашим мероприятиям, сбором интересной информации о жизни людей, их быте, традициях. Я разработаю план для дальнейшей плодотворной работы по данной теме, для того, чтобы в дальнейшем занятия, беседы и праздники, проходили еще интересней и чтобы тот опыт и те знания, которые приобрели дети в ясельном возрасте, в дальнейшем становились богаче.
Фото к отчету по самообразованию.